«Самое надежное в вопросе общественной науки,
самое важное, чтобы подойти к этому вопросу
с точки зрения научной,
это – не забывать основной исторической связи,
смотреть на каждый вопрос с точки зрения того,
как известное явление в истории возникло,
какие главные этапы в своем развитии
это явление проходило,
и с точки зрения этого развития смотреть,
чем данная вещь стала теперь».
Для Русской православной церкви 1988 год являлся юбилейным. Летом этого года она отметила свое тысячелетие. Подготовка к юбилею шла полным ходом: действовала специальная комиссия, возглавляемая рабочим президиумом под председательством самого патриарха, была запущена на поток литература, посвященная приближающейся дате.
"В современных условиях приготовление Русской церкви к юбилейным торжествам и, разумеется, их проведение нацелены на достижение, прежде всего, идеологического эффекта. Дело в том, что церковники намерены отметить, собственно, не столько тысячелетие Русской православной церкви, сколько тысячелетие "крещения Руси", тем самым, придавая празднеству общенациональное звучание. С помощью изощренных, но чуждых науке приемов подачи исторических фактов, мистической трактовки принятия Русью христовой веры идеологи православия пытаются представить учреждение князем Владимиром христианства в древнерусское обществе как поворотный момент в истории России. Вот почему церковные деятели, собираясь "молитвенно ответить тысячелетие крещения Руси", полагают, что они "вместе со всем народом" будут "праздновать тысячелетие нашей отечественной культуры и литературы". Если к этому добавить, что древнерусские иерархи, как утверждают новейшие клерикальные историки, "направляли свое влияние на устроение государства, укрепление центральной власти, насаждение просвещения и нравственное воспитание народа", то становится совершенно очевидным далеко идущий вывод: высшие плоды цивилизации - государственность, культуру, просвещение - русские люди сняли с церковного древа. Такова историческая легенда, творимая ревнителями русского православия. Чтобы раскрыть ее несостоятельность, нужны не общие, исполненные благих атеистических намерений рассуждения, а конкретный научный анализ исторических фактов. Ф. Энгельс указывал, что "с такой религией как христианство нельзя покончить только с помощью насмешек и нападок", ее нужно также преодолеть научно, т.е. путем исторического объяснения".
За полстолетия было создано очень мало книг, сочетающих в себе глубину научного анализа проблем истории Русской церкви с яркой публицистичностью. "Конечно, все это время наука не стояла на месте (было исследовано множество важных частных вопросов - от церковного землевладения до местных еретических течений), но этапных, суммирующих результаты разрозненных исследований работ, интересных широкому кругу людей, создано не было. Читатель, интересующийся этой проблематикой, был посажен "на голодный паек". Возникло и укоренилось, как справедливо отметили авторы книги, "пренебрежение темами истории христианства в нашей лекционной и литературно-публицистической практике".
Словосочетание "крещение Руси" относится к числу глубоко ошибочных понятий. "Это выражение как бы предполагает наличие в прошлом одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем, такого события отечественная история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии централизованной Киевской державы. Официальное начало этому процессу, постепенно подготавливавшемуся всем предшествующим развитием древнерусского общества, положил князь Владимир, крестивший в 988 году только жителей своей столицы, а в последующие годы - и население ряда других городов Киевской Руси".
Дореволюционные историки обычно употребляли выражение "крещение Руси" в нескольких значениях. "Они обозначали этим термином, по меньшей мере, три совершенно разных, хотя и взаимосвязанных явления:
Однако различия между этими явлениями не фиксировались…". "…Поэтому в сознании основной массы населения старой России закрепилась ложная богословско-церковная интерпретация словосочетания "крещение Руси". Христианизация древнерусского общества воспринималась как имеющий конкретную дату (987 или 988 год) разовый акт, быстро и радикально изменивший все стороны жизни населения Киевского государства, создавший все из ничего и однозначно предопределивший все последующее развитие страны, обеспечив ей статус "святой Руси".
По традиции стали пользоваться словосочетанием "крещение Руси" и советские историки, относя его не столько к крещению киевлян, сколько к насаждению христианства на Руси и в России в качестве государственной религии". Но и такой конкретизацией, как считает доктор философских наук профессор Н. С. Гордиенко, двусмысленность данного выражения не была преодолена, да и преодолеть ее невозможно в силу принципиальной ошибочности словосочетания. Но поскольку полностью отказаться от использования этого термина нельзя, то будем его использовать для обозначения всего процесса насаждения и утверждения христианства в качестве господствующей идеологии классового древнерусского общества и государственной религии Киевской державы. Иначе говоря, термин "крещение Руси" тождествен термину "христианизация Руси". "Как нельзя датировать каким-то годом становление и утверждение феодализма или капитализма в России, точно так же нет оснований для установления фиксированной даты христианизации древнерусского общества, которую можно было бы рассматривать как дату "крещения Руси"". "Есть лишь одна более или менее достоверная дата - уже упоминавшийся год массового обращения в христианство киевлян (988). Это событие положило начало официальному принятию феодальной верхушкой Древней Руси христианства как государственной религии и одновременно заложило основы русской православной церкви - одного из ответвлений вселенского православия. Поэтому Московская патриархия рассматривает тысячелетнюю годовщину этого события как свой юбилей…". Но, действуя в духе богословско-церковной традиции, она стала приравнивать свой юбилей к годовщине "крещения Руси".
Поскольку лучшим ответом на предвзятое теологическое освещение христианизации Руси может быть только воссоздание ее подлинной истории, то в преддверии своеобразного юбилея Русской церкви резко возрос поток публикаций, трактующих древнейший период ее становления и развития. Опираясь на достижения советской науки, суммируя результаты новейших исследований русского средневековья, философы, историки, религиоведы и литературоведы с позиций материалистической методологии, в различных аспектах освещают проблему "крещения Руси".
Судя по содержанию последних литературных источников, главными объектами полемики в настоящее время являются следующие проблемы:
Целью настоящей работы является краткий обзор полемики по некоторым из этих вопросов, которая содержится в литературе последних двух-трех лет.